Жалобы

Правовые полномочия директора школы

Правовые полномочия директора школы

  • Содержание
  • Функциональные обязанности директора средней школы
  • За что отвечает директор средней школы
  • Что делать в случае превышения полномочий директором

Пост директора школы считают ответственной и серьезной должностью в педагогической сфере. Такой руководитель образовательного заведения является профессиональным работником, который имеет соответствующий опыт.

Перечень полномочий директора средней школы указывают в его должностной инструкции. Ниже в статье рассмотрены основные обязанности руководителя подобного учебного учреждения.

Функциональные обязанности директора средней школы

Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.

В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:

  • руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
  • организуют хозяйственную и административную деятельность;
  • обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
  • утверждают учебные планы и календарные графики на год;
  • в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
  • утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
  • выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
  • в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
  • определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
  • подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
  • контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
  • формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
  • в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
  • следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
  • организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
  • обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
  • контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
  • создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
  • обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
  • следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
  • обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
  • оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
  • осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
  • награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
  • штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
  • несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.

Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.

Важно! При формировании должностной инструкции для директора средней школы используют соответствующий раздел квалификационного справочника из Приказа Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 г. и ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г (далее – Закон № 273-ФЗ).

За что отвечает директор средней школы

Директора средних школ отвечает за такие действия:

  • предоставление качественного обучения — строгое выполнение всех образовательных программ по учебному плану и графику проведения уроков. В этой ситуации комплектуют новые классы и трудоустраивают новых учителей и иных работников, которые имеют соответствующую квалификацию;
  • обеспечение охраны и здоровья учеников во время проведения уроков (ст. 41 Закона № 273-ФЗ);
  • соблюдение разнообразных прав и личных свобод школьников (ст. 34 Закона № 273-ФЗ);
  • организацию питания учеников. В этом случае вводят продолжительные перемены для питания обучающихся и др.

Внимание! Согласно п. 8 ст. 51 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г., за все вышеприведенные действия отвечает директор средней школы как должностное лицо в соответствии с этим законом и школьным Уставом.

 Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Что делать в случае превышения полномочий директором

Превышение должностных полномочий считают нарушением прав и законных интересов граждан РФ. В этой ситуации руководители школ используют свои служебные обязанности в личных корыстных целях.

Пример!

Школьный директор, исходя из личной заинтересованности, отказывается преподавать ученикам конкретный предмет. В этой ситуации он дает учителям устные указания о выставлении оценок школьникам без фактического проведения занятий. Такое поведение считают уголовно наказуемым деянием.

Важно! При превышении директором своих должностных полномочий подают заявление в местную прокуратуру. До подачи заявки собирают показания свидетелей (учеников и их родителей) и различные подтверждающие документы — справки, счета о расходах, заключения независимых экспертиз.

Согласно ст. 286 УК РФ, за превышение должностных полномочий директора средней школы привлекают к одной из нижеприведенных мер уголовной ответственности:

  1. Штрафуют на 80 000 руб. как максимум или выписывают штраф в размере зарплаты, которую начисляют за полгода.
  2. Лишают права находиться на должности руководителя образовательного заведения на протяжении 5 лет.
  3. Привлекают к выполнению принудительных разнообразных работ на срок до 4 лет.
  4. Осуществляют арест на 4-6 мес.
  5. Сажают в тюрьму на 4 года как максимум.

В заявлении в прокуратуру излагают только неправомерность конкретных действий директора средней школы в отношении школьников. Все остальные факты выявляют во время официального прокурорского расследования.

Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя — Компания «АПИ»

  • Правовые полномочия директора школы
  • Очередную статью для Палаты адвокатов подготовила Елена Моносзон, руководитель проекта КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ.
  • В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникают вопросы, касающиеся правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора), – в частности вопрос о том, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
  • Подобные вопросы возникают потому, что действующее законодательство не дает четкого определения правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя.
  • Предлагаю рассмотреть две ситуации, в которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
  • Ситуация первая

В организации есть действующий руководитель, его должность не является вакантной. Руководитель знает, что длительное время его на рабочем месте не будет (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск, пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из его заместителей). Исполняющий обязанности руководителя на период временного отсутствия последнего становится главой трудового коллектива организации. Работники должны исполнять все его приказы и распоряжения.

При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью.

Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий.

Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).

Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.

Ситуация вторая

Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее ее лицо уволилось по собственному желанию. Руководитель состоит с юридическим лицом не только в гражданско-правовых, но и в трудовых отношениях.

Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем, и руководитель организации в данном случае не исключение.

Должностные обязанности директора школы

Уже несколько лет, с 01.01.2017 в отношении должностей в сфере образования начали действовать профессиональные стандарты, отражающие квалификационные требования к претендентам на ту или иную должность в образовательных учреждениях. Кардинальных изменений в структуре инструкции не ожидается, типовой же документ такого рода состоит из 4 основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.
Читайте также:  Расторжение брака без присутствия жены, если детей нет

Каждый из них содержит определенную информацию, непосредственно касающуюся данной должности. При этом перечень работ, свойственных сотруднику в данной должности в каких-либо особых условиях организационно-педагогического характера, может уточняться.

Правовые полномочия директора школы

К таковым условиям, например, можно отнести:

  • период каникул, который не совпадает с ежегодным отпуском работника;
  • отмену занятий с учащимися/воспитанниками;
  • измененный режим учебного процесса по причине ухудшения/изменения санитарно-гигиенического, климатического состояния и т. д.

Общие положения

В первом разделе должностной инструкции школьного директора отражаются требования, предъявляемые к квалификации претендента на должность. В частности, они касаются уровня образования и наличия трудового стажа:

  1. Образование должно быть высшим профессиональным (например, по направлению «Менеджмент», «Управление персоналом» или «Муниципальное и государственное управление») либо высшим педагогическим, дополненным образованием любого уровня по направлению «Муниципальное и государственное управление» или «Менеджмент и экономика».
  2. Педстаж должен составлять как минимум 5 лет.

В этом же разделе определяется, какими знаниями и навыками должен обладать директор учебного заведения. Например, говорится, что он должен знать:

  • приоритетные направления развития российской образовательной системы;
  • действующее законодательство, регламентирующее образовательную деятельность;
  • правила противопожарной безопасности и охраны труда.

Кроме того, директор школы должен быть знаком:

  • с педагогикой;
  • психологией;
  • основами социологии и экономики;
  • основами физиологии и гигиены;
  • основами менеджмента;
  • достижениями в области психолого-педагогической науки и практики;
  • теорией и методами управления в системе образования;
  • современными педтехнологиями, касающимися дифференцированного и продуктивного обучения;
  • работой с текстовыми редакторами, электронными таблицами, почтой, браузерами и т. п.

Об обязанностях директора школы

Данный раздел инструкции по праву можно назвать основным, так как в нем отражается перечень тех трудовых функций, которые возлагаются на данного работника. К основным должностным обязанностям директора школы относятся:

  • осуществление руководства учебным заведением и педсоветом школы, координация воспитательной и учебной работы в ней;
  • организация административно-хозяйственной деятельности учреждения;
  • обеспечение реализации федерального госстандарта в области образования;
  • утверждение учебных планов и календарных графиков на год;
  • осуществление контроля за выполнением учебных планов и программ;
  • утверждение устава учреждения, правил внутреннего распорядка, прочих локальных актов и учебно-методических пособий;
  • утверждение учебного расписания, графиков работы и отпусков, тарификационных списков;
  • утверждение штатного расписания и структуры образовательного учреждения;
  • определение стратегии, задач и целей, направленных на дальнейшее развитие образовательного учреждения;
  • осуществление подбора, приема и расстановки педагогических кадров;
  • осуществление контроля за исполнением возложенных на персонал школы обязанностей;
  • формирование контингента обучающихся и обеспечение безопасности их жизни и здоровья во время осуществления образовательного процесса, соблюдение их прав и свобод;
  • контроль за качеством знаний и поведением учащихся;
  • контроль организации содержательной и полноценной внеклассной/внешкольной работы;
  • организация работы учебного заведения с родительским комитетом и родителями учеников;
  • обеспечение правильного ведения делопроизводства, документации, своевременного составления отчетности;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства, квалификации и карьерного роста педагогического состава образовательного учреждения;
  • обеспечение эффективного сотрудничества и взаимодействия с общественностью, органами местного самоуправления и т. п.;
  • обеспечение рационального использования бюджетных ассигнований и финансовых средств, поступающих из иных источников;
  • обеспечение пополнения, учета и сохранности методических пособий, материалов и документации;
  • решение вопросов административного, кадрового, финансового, хозяйственного плана в рамках своих полномочий;
  • представление педагогов и других сотрудников школы к поощрениям/наградам за отличие в работе;
  • наложение взысканий на сотрудников за определенные нарушения (в пределах своей компетенции);
  • несение ответственности за соблюдение коллективом школы правил техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности, внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических требований и т. д.

Права и ответственность директора школы

Не менее важен для руководящей должности и этот раздел должностной инструкции, при обилии пунктов нередко разделяемый на два. Что касается прав, то среди таковых следует назвать:

  • издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения работающими в учебном заведении;
  • посещение учебных занятий с воспитанниками при условии соблюдения директором требований (например, он не вправе делать замечания учителю или упрекать его во время урока);
  • возможность внесения корректировок, кратковременных изменений в расписание уроков по тем или иным причинам;
  • привлечение к ответственности дисциплинарного характера учащихся, если зафиксирован факт дезорганизации последними учебно-воспитательного процесса;
  • пользование соцпакетом и гарантиями, предоставленными государством;
  • делегирование своих полномочий третьим лицам, выдача доверенностей и т. д.

Если же говорить об ответственности, то она на директора школы может возлагаться:

  • за подбор кадров, уровень их профподготовки, качество их образования;
  • неисполнение (либо недолжное исполнение) положений должностной инструкции, действующих в образовательном учреждении правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;
  • приказов учредителя или вышестоящей организации.

В таких ситуациях наступает ответственность дисциплинарного характера.

Возможно ли увольнение за несоответствие профстандарту?

В некоторых случаях (например, если нарушения такого рода являются систематическими или налицо грубое нарушение трудовых обязанностей) директор школы может быть уволен.

Если речь идет о применении воспитательных методик, связанных с насилием над личностью физического или психологического плана, об аморальном поступке, то директора можно освободить от должности согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • При нарушении правил охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил директора образовательного учреждения можно привлечь к административной ответственности.
  • В случае причинения участникам образовательного процесса либо школе ущерба директор привлекается к ответственности материального плана согласно трудовому и гражданскому законодательству, причем в некоторых ситуациях ему может грозить и уголовное наказание.
  • Все вышеописанные случаи могут быть включены в раздел должностной инструкции, посвященный ответственности директора школы.

В заключение отметим, что должностные обязанности директора школы, перечисленные в его должностной инструкции, должны исполняться им в полном объеме.

При этом важно помнить, что знакомство с документом, особенно в части обязанностей, является первоочередной задачей, поэтому должно состояться еще до момента подписания с соискателем трудового договора.

Причем данный факт должен быть подтвержден его личной подписью.Еще больше материалов по теме в рубрике: «Должностные инструкции (обязанности)». 

Статья 26. Управление образовательной организацией

  • Комментарий к статье 26
  • Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом.
  • Управление образовательной организацией выстраивается в соответствии с закрепленными в ст. 3 комментируемого Закона принципами:

— автономии образовательных организаций (п. 9 ч. 1);

— демократического характера управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; (п. 10 ч. 1).

В комментируемой статье установлено, что управление образовательной организацией осуществляется в соответствии правилами, установленными законодательством Российской Федерации. Эти правила содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «О некоммерческих организациях», Бюджетном кодексе РФ и др.

  1. Правила, которыми регулируется система управления любого юридического лица, включая некоммерческую организацию (lex generalis), применительно к образовательной организации могут быть уточнены предписаниями, содержащимися в законодательстве об образовании (lex specialis), в том числе в комментируемой статье.
  2. Эти правила могут получить развитие в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, принятых в соответствии с установленным распределением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями нормативно-правового регулирования.
  3. Важным элементом механизма правового регулирования управления образовательной организацией являются устав и локальные акты, принятые в рамках установленных полномочий самой образовательной организацией.
  4. В основе управления образовательной организацией лежит принцип сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие представляет собой такую форму организации управления, при которой во главе организации (ее структурного подразделения) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Принцип единоначалия управления реализуется через деятельность руководителя образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации в соответствии с полномочиями, закрепленными в актах законодательства об образовании, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, а также в уставе и локальных нормативных актах самой образовательной организации.

Читайте также:  Алименты с черной зарплаты: как взыскать в 2023 году

Единоличный руководитель образовательной организации в зависимости от ее типа, культурно-исторических традиций и т.д. может называться по-разному: директор, заведующий, ректор, начальник и т.д.

Единоначалие создает возможность более оперативного принятия управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в высшем учебном заведении.

Основы правового статуса руководителя образовательной организации закреплены в ст. 51 комментируемой Законе.

Так, например, установлено, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации может избираться общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации или может назначаться учредителем образовательной организации. В отдельных случаях он назначается Президентом РФ (ректор МГУ, ректор СПбГУ) или Правительством РФ (ректоры федеральных университетов).

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации установлены в ст. 51 комментируемого Закона.

  • Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка могут устанавливаться иными федеральными законами.
  • Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
  • Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством (ч. 10 ст. 51 комментируемого Закона).

В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента. Лицо, замещающее должность президента университета, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения.

Президент участвует в разработке концепции развития университета, представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями, участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. При этом непосредственное управление университетом остается за ректором.

Единоначалие в управлении образовательной организацией, как уже отмечалось, сочетается с принципом коллегиальности, позволяющим при обсуждении вопросов, стоящих на повестке дня, выявлять и учитывать общественное мнение (мнение отдельных социальных групп и т.д.), аккумулировать знания и коллективный опыт.

  1. В образовательной организации формируются различные коллегиальные органы управления.
  2. Коллегиальные органы управления могут быть:
  3. а) обязательными — создаются в каждой образовательной организации: общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) образовательной организации, педагогический (ученый) совет;

б) факультативными — создаются не во всех образовательных организациях, их формирование предусматривается, как правило, уставом соответствующей образовательной организации: попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.д.

Среди коллегиальных органов управления образовательными организациями можно выделить:

а) постоянно действующие коллегиальные органы управления — педагогический совет, ученый совет и т.д.;

б) коллегиальные органы управления, созываемые нерегулярно — ad hoc, по мере необходимости, но не реже одного раза в год (одного раза в пять лет) и т.д.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организацией проявляется, прежде всего, во взаимодействии руководителя образовательной организации и коллегиальных органов управления этой организации — директора школа и педагогического совета, ректора и ученого совета университета, декана и ученого совета факультета и т.д.

Законодательство (об образовании, трудовое и т.д.) определяет наиболее важные общие положения, регулирующие статус органов управления образовательной организацией. Детально же все вопросы, связанные с органами управления конкретной образовательной организации, урегулированы в уставе и локальных нормативных актах образовательной организации.

В уставе образовательной организации, в соответствии с ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона, обязательно должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.

Общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) представляет собой основную форму непосредственного участия работников образовательной организации в ее управлении. Деятельность общего собрания регулируется нормами устава и (или) принимаемого в этих целях локального акта — положения об общем собрании (конференции).

В состав общего собрания входят все работники образовательной организации. Для образовательных организаций с большой численностью работников вместо общего собрания созывается конференция, на которую избираются делегаты в соответствии с правилами, закрепленными в уставе образовательной организации.

Так, например, в Уставе НИУ «Высшая школа экономика» (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) установлено (п.

57), что процедура и порядок избрания делегатов на конференцию, нормы представительства всех категорий работников и обучающихся университета, а также сроки и порядок созыва и работы конференции определяются ученым советом с учетом предложений всех категорий работников и обучающихся.

При этом представительство научно-педагогических работников должно составлять не менее 70% общего числа делегатов, членов ученого совета — не более 50% общего числа делегатов конференции.

———————————

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования в состав общего собрания входят не только работники, но и обучающиеся, что находит свое отражение в самом названии этого коллегиального органа управления.

Полномочия общего собрания (конференции), порядок его формирования, регламент работы, порядок принятия решения и т.д. образовательная организация устанавливает в своем уставе самостоятельно в соответствии с принципом автономии образовательной организации.

Одно из полномочий общего собрания (конференции) закреплено в ч. 1 ст. 51 комментируемого Закона: на общем собрании (конференции) работников (работников и обучающихся) избирается руководитель образовательной организации.

  • К иным полномочиям, закрепленным уставом и локальными актами, могут относиться вопросы:
  • — принятия устава образовательной организации, внесения в него изменений и дополнений;
  • — обсуждение и принятие плана развития образовательной организации;
  • — участия в разработке и принятии коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принятия решения о заключении коллективного договора;
  • — формирования первичной профсоюзной организации работников образовательной организации;
  • — определения перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива;
  • — избрания комиссии по трудовым спорам, комиссии по установлению доплат, надбавок и материальному стимулированию;
  • — выдвижения требований к работодателю по поводу заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений по социально-трудовым вопросам;
  • — заслушивания отчетов руководителя образовательной организации о выполнении задач основной уставной деятельности;
  • — разрешения конфликтных ситуаций между работниками и администрацией;
  • — принятия решений по вопросам, не отнесенным действующим законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции других органов.
  • На рассмотрение общего собрания (конференции) могут выноситься вопросы по инициативе работников образовательной организации, профсоюзной организации, администрации, либо по совместной инициативе профсоюзной организации и администрации.

Собирается общее собрание (конференция) по мере необходимости, но, не реже указанной в уставе периодичности (не реже одного раза в год, не реже одного раза в пять лет и т.д.).

Обязанности директора по правовым вопросам

С точки зрения управления, юридический отдел явно выделяется среди других департаментов в компании. Его отличает особый склад интеллекта и характера у персонала, тяжелые умственные нагрузки, сложность в выставлении KPI и масса других нюансов. Сделать из юридического отдела стабильный и эффективный механизм должен его глава — директор по правовым вопросам. 

Мы подготовили перечень обязанностей и функций руководителя юридического отдела, а также список soft skills, которыми нельзя пренебрегать. Берите этот чек-лист и развивайте то, чего не хватает конкретно вам.

Обязанности директора по правовым вопросам как юриста

Устоявшейся расшифровки понятия «глава юридической службы» нет — исследования трактуют термин по-разному, а должностные инструкции директора по правовым вопросам в компаниях кардинально отличаются. Можно встретить и банальные «консультирования работников по юридическим вопросам», и общие «анализ права в разрезе деятельности компании».

Мы предлагаем выделить три направления, в которых профессионально должен разбираться руководитель юристов — они обязательны для компаний в любом сегменте.

Читайте также:  Утверждение внутреннего документа организации

Договорная работа

Как глава юридического департамента, вы должны построить понятную систему работы с договорами на всех уровнях:

  • Подготовить с помощью подчиненных часто встречающиеся шаблоны.
  • Прописать алгоритм согласования условий — когда к вопросу подключается юридическая служба, на каких этапах необходимо визирование документа.
  • Создать систему, в которых сотрудники компании не совершают юридических ошибок в процессах.

Для этого придется определить перечень специалистов, которые соприкасаются с договорной работой и согласованием условий, прописать инструкции — это уже взаимодействие с другими отделами.

Важно учитывать специфику предприятия и возможные риски в конкретном сегменте рынка.

Судебная работа

Условно это направление можно разделить на две части — работа в самом суде и предупреждение ситуаций, которые могут создать опасность разбирательства.

Есть и нюансы — например, кандидат юридических наук Алексей Голощапов, преподаватель Русской Школы Управления, в некоторых ситуация предлагает, наоборот, составлять договор так, чтобы вашему контрагенту в отдельных случаях фактически придется идти в суд.

Например, это одна из мер воздействия на недобросовестного поставщика — когда он нарушает обязательства, можно воздействовать на него разбирательством. Прописать в договоре право удерживать пени и штрафы — тогда контрагент уже сам обратится в суд и дальше может получить неприятный результат, если юридическая работа выполнена правильно.

Организация судебной работы в компании

Вот перечень функций директора по правовым вопросам, которые помогут компании в судах:

  • Наладить постоянный мониторинг нормативных актов, регламентирующих судебно-претензионную работу.
  • Создать общее описание процессов для всех заинтересованных подразделений — порядок взаимодействия при проведении проверочных мероприятий, сроки для предоставления документов, общение с представителями власти (GR), обязательные действия при работе с контрагентами.
  • Разработать KPI для сотрудников, имеющих дело с судами, наладить систему информирования обо всех этапах судебных разбирательств.
  • Создать систему претензионного контроля.
  • Опубликовать методические рекомендации для сотрудников, которые участвуют в судебных заседаниях.
  • Создать бесперебойный процесс изучения судебных дел и решений по профилю компаний, отслеживать особенности конкретных судов на различных этапах и процессуальных действиях.

Сейчас главе юридического департамента компании приходится разбираться не только в документах и процессах, но и в цифровых возможностях — это повышает продуктивность работы и снижает бюрократическую волокиту. Например, пригодится система отслеживания новшеств в законах, система «Мой арбитр» и другие сервисы для юристов.

Правовое обеспечение управления с учетом дефектов корпоративного права

В отличие от обычного юриста, директор по правовым вопросам должен быть высококвалифицированным специалистом в области корпоративного права, разбираться в дефектах системы и проблемах, которые могут возникнуть из-за этого в арбитражной практике.

В задачи руководителя входит:

  • Создание системы мониторинга изменений законодательства. В частности, внимание стоит уделять ФЗ № 210 от 29 июня 2015 года, закона «О банкротстве» в части субсидиарной ответственности лиц и различные Пленумы на указанную тему. Это можно сделать с помощью специальных сервисов.
  • Доскональное изучение права в сфере проблем акционеров, в части созыва и проведения общего собрания акционеров, проблем возможного банкротства, достоверности сведений в ЕГРЮЛ и прочие корпоративные сложности.
  • Обучение сотрудников юридической службы особенностям корпоративного права, в том числе в части проверки компании органами разного государственного уровня, проверки юристами других юридических лиц при ликвидации и поглощении.

На наших курсах по корпоративному праву в числе прочих рассматриваются вопросы:

  • Одобрение сделок, совершаемых от имени юридического лица.
  • Особенности применения ст. 67 ГК РФ.
  • Проблемы правового статуса единоличного органа управления или наличия нескольких директоров.
  • Недобросовестность и неосторожность действий генерального директора.
  • Разрешение трудовых споров.
  • Крупные сделки в корпоративном праве. Обзор судебной практики.

Список проблем и особенностей в корпоративном праве только в программе нашего курса подготовки директоров по правовым вопросам занимает несколько листов. На самих же лекциях и семинарах тема обсуждается намного шире — без досконального знания особенностей этого направления компания может понести большой ущерб.

Требования к руководителю юридической службы

При приеме на работу к главе правового департамента компании предъявляют разные требования — в основном это связано со спецификой организации.

Если предприятие работает с розницей, то нужно разбираться в Законе о защите прав потребителей, если основной оборот обеспечивается тендерами, то ключевым будет понимание ФЗ о закупках, в том числе о государственных.

Для ИТ-бизнеса часто решающим становится знание как основных отраслей права, так и особенных, например, защиты авторских прав.

Мы проанализировали должностные инструкции директоров по правовым вопросам в нескольких крупных организациях и выявили часто встречающиеся универсальные требования к таким менеджерам:

  • Высшее профессиональное юридическое образование.
  • Стаж работы по специальности не менее пяти лет.
  • Стаж работы руководителем не менее трех лет.
  • Знание законодательных актов, регламентирующих финансовую и хозяйственную деятельность компании.
  • Знание правил и норм охраны труда и соответствующих нормативных актов.

Руководитель юридической службы должен разбираться в административном, финансовом, гражданском, налоговом и трудовом праве.

Место юридической службы в компании

Навыки директора по правовым вопросам как руководителя

Кроме юридических знаний и умения построить работу юридического отдела как внутри компании, так и вне ее, от главы правового департамента потребуют ряд компетенций и качеств, необходимых эффективному лидеру.

Мы уже писали о том, как развивать управленческие навыки. Вот главные тезисы:

  • Займитесь планированием — ключевая идея здесь в разрезе большого дела на несколько небольших. Изучите современные методики тайм-менеджмента, личного и командного, например, Scrum.
  • Тренируйтесь в организации работы — определить способность сотрудника решить задачу, выбрать самый эффективный метод решения, найти ресурсы, понять способы контроля.
  • Делегируйте — перед тем, как передать задачу, ответьте на вопросы. Достаточно ли у сотрудника компетенций, времени, ответственности и полномочий?

Тренируйтесь в ведении переговоров — это пригодится как в сложной юридической коммуникации, так и в руководстве. Готовьтесь к диалогу — у вас всегда должен быть запасной план и «право на нет». Мы подготовили большую статью о том, как эффективно вести переговоры.

Оттачивайте технику публичных выступлений — для директора по правовым вопросам недостаточно навыков судебных выступлений.

Придется представлять компанию на сложных мероприятиях с партнерами, выступать как лектор на конференциях, повышать экспертизу на вебинарах и в общении со СМИ.

Если есть проблемы с выступления перед незнакомой аудиторией — читайте, как преодолеть страх публичных выступлений.

Обновляйте знания

Мир юриспруденции и управления быстро обновляется. Постоянно появляются новые техники руководства, законодатели вносят изменения в нормативные акты. Чтобы не отстать и оставаться конкурентоспособным, приходится пропускать через себя массу информации. Лучше, если она будет без «воды», насыщенной практическими, реальными знаниями, а не теорией.

Вот несколько способов повысить свою квалификацию без отрыва от работы:

  • Наладьте мониторинг нововведений в нужной вам законодательной сфере — с этим помогут специальные сервисы и профильные журналы.
  • Посещайте конференции — выбирайте те, где в спикерах интересующие вас практики.
  • Если компания довольно крупная, не забывайте о сотрудничестве в качестве эксперта с законодательными органами.
  • Занимайтесь личным PR — публикуйте статьи в профильных медиа, готовьте комментарии в федеральные СМИ. Это повысит вашу узнаваемость, вас начнут приглашать в качестве эксперта на публичные мероприятия — еще больше практических знакомств и, соответственно, больше важной информации от коллег.
  • Найдите комплексный курс, где практики разбирают тонкости и нюансы подходящей вам законодательной сферы, рассказывают о юридических трюках и обсуждают интересные судебные решения.

Если вы только планируете возглавить юридический отдел, рекомендуем наш профильный курс, в котором эксперты-практики интенсивно делятся выжимкой важных знаний и навыков, полученных в корпоративной работе и сложных судебных заседаниях.

О курсе «Директор по правовым вопросам»

" "